В хронических опытах

 В хронических опытах Нельзя не отметить существенных расхождений в интерпретации фактов, полученных разными исследователями. Характерной особенностью большей части перечисленных работ является стремление охарактеризовать один из многих факторов, увеличивающих потребление алкоголя, как ведущий в этом процессе. Это стремление и является, очевидно, одной из причин тех противоречий, с которыми мы сталкиваемся при сопоставлении экспериментальных исследований различных авторов. Другая причина связана с особенностями методических подходов, которые часто не дают возможности дифференцировать отдельные стороны формирования влечения к алкоголю. В настоящем сообщении мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с начальной динамикой привыкания к потреблению этилового спирта. При этом особое внимание будет уделено следующим вопросам: 1) зависимости потребления алкоголя от некоторых внешних факторов; 2) индивидуальным колебаниям в потреблении алкоголя у крыс одной генетической линии; 3) зависимости потребления алкоголя от энергетических потребностей организма. В хронических опытах на 42 белых крысах линии Вистар весом 180-250 г исследовалась реакция выбора на протяжении коротких отрезков времени (20-ЗОлшк). В основу методики были положены приемы, разработанные членом-корреспондентом АН СССР проф. А. М. Уголевым и его сотрудниками. В течение каждого опыта крысе, помещенной в специальную камеру, 16 раз подавались на 10 сек с 1-минутным перерывом две градуированные пипетки с 20% ным раствором глюкозы, приготовленным на физиологическом растворе, и глюкозно-алкогольным раствором, содержащим 20% глюкозы и 10% этилового спирта. В течение суток, предшествовавших опыту, крыса лишалась пищи, имея свободный доступ к воде. Производилась регистрация величины скрытого периода (с момента подачи поилок в камеру до начала питьевой реакции), выбор поилки и количество выпитых в течение опыта растворов. Поскольку между числом подходов к определенной поилке и количеством выпитого из нее раствора имеется линейная зависимость, можно характеризовать реакцию потребления по любому из этих показателей. >